8 (391) 2-503-287, 2-760-666

г. Красноярск, ул. Молокова, д. 40, пом. 147

 Заказать звонок

С 1 января 2013 г. размер фиксированного страхового взноса в государственные внебюджетные фонды для самозанятого населения, к которому в том числе относятся индивидуальные предприниматели, увеличился в два раза по сравнению с 2012 г. Таким образом, индивидуальные предприниматели обязаны в 2013 г. уплатить за себя в ПФР 35 664,66 руб. страховых взносов.

О чем думали разработчики данных норм, сказать сложно, но на практике результатом столь резкого повышения фиксированного размера страхового взноса для самозанятого населения стало масштабное сокращение количества индивидуальных предпринимателей. Как сказано в пояснительной записке к Федеральному закону N 237-ФЗ, количество индивидуальных предпринимателей за период с декабря 2012 г. по апрель 2013 г. уменьшилось на 367 тыс. человек. Комментарий здесь излишен.

24 июля 2013 г. на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон N 237-ФЗ. Сразу скажем, что данный Закон вступает в силу с 1 января 2014 г., то есть за 2013 г. индивидуальным предпринимателям придется все-таки уплатить страховые взносы в сумме более 35 тыс. руб.

Федеральный закон N 237-ФЗ вносит изменения в два Закона:

  • в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ);
  • в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).

Принципиальные изменения внесены в ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ. Согласно новым правилам размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:

1) в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Отметим, что порядок уплаты фиксированного размера страхового взноса по ОМС не изменился: он определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, увеличенное в 12 раз.

Кроме того, установлен порядок учета дохода для целей применения указанных норм:

Налоговый режим

Норма НК РФ

Общий режим налогообложения (НДФЛ)

Статья 227 НК РФ

Система в виде уплаты ЕСХН

Пункт 1 ст. 346.5 НК РФ

УСНО

Статья 346.15 НК РФ

Спецрежим в виде ЕНВД

Статья 346.29 НК РФ

ПСН

Статьи 346.47 и 346.51 НК РФ

Более одного режима налогообложения

Облагаемые доходы от деятельности суммируются

Для тех предпринимателей, доход которых превысит пороговое значение 300 000 руб., установлен отдельный срок уплаты страховых взносов, исчисленных с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Иными словами, такие индивидуальные предприниматели должны будут основной платеж перечислить до 31 декабря, как и раньше, а дополнительную сумму страховых взносов - не позднее 1 апреля следующего года.

Изменения внесены и в ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ: страховые взносы, исчисленные сверх страхового взноса в фиксированном размере, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и финансирование накопительной части трудовой пенсии в размерах, определяемых пропорционально тарифам страховых взносов, установленным п. 2.1 ст. 22 данного Закона.

Следующие изменения касаются налоговых органов. Теперь налоговики обязаны будут направлять в ПФР и ФСС сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы представляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Кроме этого, налоговые органы будут обязаны направлять в органы контроля данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений, повлекших занижение доходов от деятельности налогоплательщиков. Указанные данные направляются в течение пяти дней после вступления в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Зачем же органам контроля эти данные? Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

На следующее нововведение индивидуальным предпринимателям надо обратить самое пристальное внимание: в случае если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и установленного тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз.

Таким образом, законодатель с 2014 г. устанавливает дифференцированный подход к страховой нагрузке на самозанятых граждан (в зависимости от получаемых ими доходов от предпринимательской деятельности) и формирование пенсионных прав в зависимости от объема уплаченных страховых взносов.

По мнению разработчиков документа, подобный дифференцированный подход к исчислению страховых взносов даст микробизнесу с небольшими доходами возможность продолжать работать легально и не уходить "в тень", а более крупным индивидуальным предпринимателям позволит формировать свои пенсионные права в большем объеме.

А теперь посчитаем. Начнем с порогового значения для уплаты страховых взносов: 300 000 руб. / 12 мес. = 25 000 руб.

Это означает, что если индивидуальный предприниматель в среднем зарабатывает больше 25 000 руб. в месяц, то он уже не подпадает под льготное обложение страховыми взносами. Прямо скажем, невелик доход для индивидуального предпринимателя.

Сравним суммы страховых взносов, рассчитанные по действующим сегодня и новым правилам исходя из МРОТ, действующего сегодня, и предельного дохода 300 000 руб.:

Внебюджетные фонды

Тариф (%)

Сумма (руб.)
2013 г.

Сумма (руб.)
2014 г.

ПФР

26

32 479,20

16 239,6

ФФОМС

5,1

3 185,46

3 185,46

Итого

31,1

35 664,66

19 425,06

Обратите внимание! С 1 января 2013 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5205 руб. в месяц (Федеральный закон от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").

Если же индивидуальный предприниматель заработает в 2014 г., например, 50 000 руб. в месяц (600 000 руб. в год), то его страховые взносы будут следующими:

  • в ПФР - 19 239,6 руб. (16 239,6 руб. + 1% x 300 000 руб.);
  • в ФФОМС - 3185,46 руб.;
  • итого - 22 425,06 руб.

Рассчитаем максимально возможный платеж страховых взносов: сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз: 5205 руб. x 8 x 26% x 12 мес. = 129 916,8 руб.

Прибавим к этому страховые взносы в ФФОМС в сумме 3185,46 руб., получим максимально возможную сумму страховых взносов - 133 102,26 руб.

Таким образом, Федеральный закон N 237-ФЗ установил для индивидуальных предпринимателей:

  • минимальную сумму уплачиваемых за себя страховых взносов - 19 425,06 руб. (МРОТ в 2013 г.);
  • максимально возможную сумму страховых взносов, уплачиваемых за себя, - 133 102,26 руб. (МРОТ в 2013 г.);
  • пороговое значение дохода, с которого начинается прогрессивное обложение страховыми взносами, - 300 000 руб. в год;
  • возможность доначисления органами контроля страховых взносов по данным налоговых органов;
  • возможность начисления органами контроля максимальной суммы страховых взносов в случае непредставления индивидуальным предпринимателем необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода.

В свете рассматриваемых новшеств самым проблемным является вопрос, как считать доход. Возьмем УСНО. Для целей исчисления страховых взносов в данном случае доход будет рассчитываться в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики учитывают следующие доходы:

  • доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При этом не учитываются:

  • доходы, указанные в ст. 251 НК РФ;
  • доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ, в порядке, установленном гл. 23 НК РФ.

Отметим, что законодатель забыл указать, каким методом учитываются данные доходы. Ведь при УСНО применяется кассовый метод и уместной была бы ссылка еще и на ст. 346.17 НК РФ. Остается надеяться, что органы контроля не догадаются еще и применять метод начислений для расчета доходов при УСНО в целях исчисления страховых взносов.

Таким образом, ни о каких расходах речь не идет. Это означает, что пороговое значение 300 000 руб. - это не что иное, как валовый доход индивидуального предпринимателя. Поскольку не бывает доходов без расходов, прибыль индивидуального предпринимателя (доходы минус расходы) будет значительно меньше 300 000 руб., при этом заплатить страховые взносы он должен будет со всего дохода, а не с прибыли.

В заключение отметим, что для тех индивидуальных предпринимателей, которые имеют среднемесячный валовый доход до 25 000 руб., в 2014 г. произойдет реальное уменьшение суммы страховых взносов. Возродит ли это мелких ИП? Скорее всего, уже нет.

А вот для предпринимателей со средними и выше средних доходами новшества несут реальное увеличение выплат по страховым взносам за себя. Говорить о снижении страховых взносов в данном случае некорректно. И при более чем скептическом отношении к пенсионной реформе перспективы сформировать свои пенсионные права в большем объеме вряд ли порадуют индивидуальных предпринимателей. Главное, чтобы в 2014 г. их не постигла участь тех самых мелких ИП, которые закрылись в 2013 г.